logo
logo
А давайте умничать – это полезно [latan 22/07/2012 01:37]
Мне нравится, что есть место, где можно поделиться опытом, узнать о том, кто какие методики учёта использует, у кого какой опыт на базе общего программного продукта.
Я, например, только сейчас узнала о возможности создать ещё одну страницу для плана счетов (и не только). Как-то упустила…  Или при практическом изучении программы так и не дошла до последнего подпункта предпоследнего перед помощью пункта меню (Просмотр – Страницы…). Так что спасибо.
Но мне и так хватает одной страницы типа «Счета» - включила настройку файла данных «Использовать несколько планов счетов» и переключаюсь между ними, выбирая нужный прямо на странице «Счета».
 
По поводу моей системы учёта могу сказать, что я вывела для себя ряд «финансовых правил». Кстати, появились они, только когда начала пользоваться программой и стали очевидны определённые закономерности в собственном поведении. Не буду говорить, что до всего дошла своим умом.  Толчком стало чтение раздела «Личные финансы» у Макса Крайнова (не помню уже, как я на него вышла). Не всё, что он рекомендует, мне подошло, но появилось желание попробовать вести учёт в соответствии со своими возможностями и правилами. Если хотите, могу ими здесь поделиться. Кстати, до сих пор не могу забыть почти шоковое ощущение, которое испытала, прочитав где-то у Крайнова в статье на тему «Дети и деньги» о том, что у нас существует какое угодно воспитание детей – нравственное, физическое, гуманитарное, математическое и т.д., и т.п. Существуют воспитатели, преподаватели, учителя по всяким направлениям подготовки детей к жизни. Разработаны океаны методичек и написаны горы научных трудов. Да и сами родители воспитывают детей по тем же стандартам. Но единственный вид воспитания, который отсутствует абсолютно – это финансовое воспитание. Детей учат читать, писать, считать, рисовать, танцевать, играть в футбол или теннис, пользоваться компьютером, шить, подметать, вежливо разговаривать, пользоваться ножом и вилкой, красиво одеваться, чистить зубы, в общем, чему-угодно, что им пригодится или возможно пригодится в жизни. Но никто не учит детей управлению собственными деньгами.
 
Ну, а теперь конкретика. Я не считаю, что создавать счёт Цены будущего холодильника с минусовой суммой корректно. Во-первых, потому что речь идёт не о запланированной смене холодильника на новую выбранную модель с известной ценой, а о том, чтобы застраховать себя от финансовой ямы в случае неожиданной поломки. Какой придётся покупать холодильник и за сколько – неизвестно. А во-вторых, и Dervish, кстати, об этом тоже здесь где-то писал, самый верхний группой счёт «Все счета» в плане счетов по самой идеологии программы показывает, Ваше текущее финансовое положение, текущий финансовый вес, «сколько Вы стоите» на конкретную дату.  А если внести в план счетов минусом стоимость ещё не купленного холодильника, то Ваш финансовый вес сразу уменьшится, что не соответствует действительности.
У меня отрицательные суммы могут быть только на счетах налогов, которые пока ещё не заплатила, и собственных долгов, которые ещё не отдала. Раньше был кредит – он тоже был отрицательным. Все остальные счета имеют либо нулевой, либо положительный остаток.
Для оценки материальной готовности к будущей запланированной (ключевое слово – «запланированной») покупке, на мой взгляд, лучше использовать бюджет. Вот там в «План» можно стоимость холодильника внести, а в «Факте» учитывать, сколько на его покупку уже отложено.
 
По поводу учёта перерасхода.
Сначала перевести с другого счёта недостающую сумму на счёт, с которого делается расход, превышающий остаток, а потом выполнить операцию расхода с этого счёта на полную сумму, или сделать расход только на допустимую сумму с нужного счёта, а потом сделать второй расход с другого счёта на сумму чистого перерасхода, - с точки зрения программы и трудоёмкости разницы никакой – и так, и так две операции. Вопрос в сумме, фиксируемой «для истории». Если хочется, чтобы была видна полная стоимость конкретной покупки, то подходит первый вариант. А если это обычный расход (те же ежедневно покупаемые продукты), то можно и вторым вариантом воспользоваться. Я пользуюсь и тем, и другим. Главное, что в любом случае все операции расхода проводятся по одной и той же статье.
 
Общецелевые счета.
У меня есть простой (не групповой) счёт Кошелёк. И это общецелевой счёт, но только на текущие обычные расходы. Раз в неделю я кладу в него фиксированную сумму, которую выделяю себе на неделю, а потом трачу её на проезд, на обеды в столовой на работе, на ежедневно покупаемые продукты, на всякие вкусняшки (водички попить, мороженого съесть)  и прочую мелочь, например, купить зубной пасты и т.п. Этот счёт ни на что не делится. Но траты по нему идут по разным статьям. Это позволяет оценивать, сколько уходит на транспорт, сколько на обеды и т.д. По истечение недели смотрю, сколько осталось не израсходовано. Этот остаток считаю недельной экономией, фиксированный процент от нее откладываю в Резервный фонд, остальное возвращаю в общую кучку (есть у меня такой счёт свободных нераспределённых средств). А в Кошелёк опять кладу сумму на следующую неделю. Это одно из моих финансовых правил.
Но этот простой Кошелёк входит в групповой счёт Кошелёк наряду с другими целевыми Кошельками. В них деньги попадают только тогда, когда я целенаправленно иду делать конкретный расход. Например, оплата коммуналки. На неё я каждый месяц выделяю фиксированную сумму - такую, чтобы обязательно покрыла все коммунальные расходы. Определила я эту сумму по месяцу с самыми большими коммунальными расходами и увеличила до круглой суммы. При увеличении тарифов сразу увеличиваю выделяемую сумму. Разница между выделенной суммой и реальными коммунальными расходами у меня всегда положительна. Считаю её экономией коммунальных платежей, фиксированный процент от неё откладываю в Резервный фонд, остальное опять-таки возвращаю на счёт свободных средств.
Смешивать деньги на недельные расходы и коммуналку или другие цели я не хочу. Экономия будет не видна, пополнение за счёт неё Резервного фонда – под вопросом. Возможность постоянно и бесконтрольно тратить куда попало и сколько попало очень велика. Во фразе «проще вносить операцию, имея общий номинальный счет под рукой, а не высчитывать, откуда Вы сумму возьмёте» для меня неприемлемо именно «не высчитывать, откуда Вы сумму возьмёте». Я как раз-таки и хочу знать, откуда же взять деньги.
 
Какие суммы и почему я корректирую.
Есть расходы, которые являются нерегулярными, но при этом обязательными, и сумма их может от раза к разу изменяться (в нашей действительности в основном в сторону увеличения). Это та же аптека. Опять-таки с целью застраховать себя от финансовой катастрофы в случае собственной болезни или болезни кого-то из близких, имеет смысл держать определённую сумму под рукой на специальном счёте Аптека. Вопрос: сколько держать? И как их туда положить – сразу или постепенно откладывать частями? Это каждый решает для себя сам. Я откладываю ежемесячно и для определения откладываемой суммы ввела для себя следующее правило 1/12.
В качестве базовой суммы беру суммарный расход по статье
Аптека за предыдущие 12 месяцев. Например, в марте 2012 года это суммарный расход за март 2011 – февраль 2012. Пусть это 9000 р. Определяю сумму, которую нужно отложить в марте 2012 года как 1/12 часть от 9000 р. – 750 р. Добавляю ежемесячную повторяющуюся операцию по переводу на счёт Аптека 750 р., т.е. предполагаю, что если мы и дальше также будем болеть, как за истекшие 12 месяцев, то столько же денег в следующем году на аптеку и понадобится.
Наступает апрель 2012. Смотрю, сколько ушло на аптеку за апрель 2011 – март 2012 (сдвигаю оценочный период на 1 месяц). Оказывается, что за этот период на аптеку потратили меньше – не 9000 р., а 6000 р. (видимо в марте 2011 была эпидемия, а к апрелю уже все выздоровели). 1/12 часть будет уже не 750 р., а 500 р. Так если мы за год стали болеть меньше, зачем лишние деньги выделять на аптеку – им всегда найдётся другое применение. И я меняю во введённой ежемесячной повторяющейся операции сумму с 750 р. на 500 р. Это единственный случай, когда я ежемесячно корректирую сумму повторяющейся операции. Особенно важно для меня, если сумма увеличилась – это означает, что или болеть стали больше и есть вероятность, что теперь понадобится больше лекарств, или лекарства подорожали. В любом случае это причина увеличить отчисления на аптеку.
Можно, конечно, сделать фиксированную сумму отчислений. Но я так и не смогла для себя определить, какой она должна быть, чтобы и на случай болезни было достаточно, и чтобы зря деньги не лежали.
А можно ещё 1 копейку ввести в повторяющуюся невыполненную операцию отчисления на аптеку. А при выполнении каждый месяц заносить нужную сумму. Но тогда на графике будущие расходы какие-то чересчур маленькие будут. В общем придуманное мною правило 1/12 меня устраивает пока что больше. Дальше посмотрим.
 
Есть, правда, у меня одна особенность – я не пользуюсь картами. Есть одна – зарплатная, и ту я пять с лишним лет отказывалась получать. И денег я на ней не держу. Кредитка была одна, когда был кредит, но я даже конверт с пин-кодом не вскрыла. Вот такая я принципиально дремучая. Я переношу деньги на депозиты. Поэтому финансовых правил при использовании карт у меня нет. Вместо этого есть определённые правила для банковских депозитов, помогающие определить сумму и срок открываемого депозита, условия пополнения.
Если у кого-нибудь есть определённые правила по использованию кредиток хотя бы не в убыток себе – предлагаю поделиться.