А давайте умничать – это полезно
latan
22/07/2012 02:37
#
Мне нравится, что есть место, где можно поделиться опытом, узнать о том, кто какие методики учёта использует, у кого какой опыт на базе общего программного продукта.
Я, например, только сейчас узнала о возможности создать ещё одну страницу для плана счетов (и не только). Как-то упустила… Или при практическом изучении программы так и не дошла до последнего подпункта предпоследнего перед помощью пункта меню (Просмотр – Страницы…). Так что спасибо.
Но мне и так хватает одной страницы типа «Счета» - включила настройку файла данных «Использовать несколько планов счетов» и переключаюсь между ними, выбирая нужный прямо на странице «Счета».
По поводу моей системы учёта могу сказать, что я вывела для себя ряд «финансовых правил». Кстати, появились они, только когда начала пользоваться программой и стали очевидны определённые закономерности в собственном поведении. Не буду говорить, что до всего дошла своим умом. Толчком стало чтение раздела «Личные финансы» у Макса Крайнова (не помню уже, как я на него вышла). Не всё, что он рекомендует, мне подошло, но появилось желание попробовать вести учёт в соответствии со своими возможностями и правилами. Если хотите, могу ими здесь поделиться. Кстати, до сих пор не могу забыть почти шоковое ощущение, которое испытала, прочитав где-то у Крайнова в статье на тему «Дети и деньги» о том, что у нас существует какое угодно воспитание детей – нравственное, физическое, гуманитарное, математическое и т.д., и т.п. Существуют воспитатели, преподаватели, учителя по всяким направлениям подготовки детей к жизни. Разработаны океаны методичек и написаны горы научных трудов. Да и сами родители воспитывают детей по тем же стандартам. Но единственный вид воспитания, который отсутствует абсолютно – это финансовое воспитание. Детей учат читать, писать, считать, рисовать, танцевать, играть в футбол или теннис, пользоваться компьютером, шить, подметать, вежливо разговаривать, пользоваться ножом и вилкой, красиво одеваться, чистить зубы, в общем, чему-угодно, что им пригодится или возможно пригодится в жизни. Но никто не учит детей управлению собственными деньгами.
Ну, а теперь конкретика. Я не считаю, что создавать счёт Цены будущего холодильника с минусовой суммой корректно. Во-первых, потому что речь идёт не о запланированной смене холодильника на новую выбранную модель с известной ценой, а о том, чтобы застраховать себя от финансовой ямы в случае неожиданной поломки. Какой придётся покупать холодильник и за сколько – неизвестно. А во-вторых, и Dervish, кстати, об этом тоже здесь где-то писал, самый верхний группой счёт «Все счета» в плане счетов по самой идеологии программы показывает, Ваше текущее финансовое положение, текущий финансовый вес, «сколько Вы стоите» на конкретную дату. А если внести в план счетов минусом стоимость ещё не купленного холодильника, то Ваш финансовый вес сразу уменьшится, что не соответствует действительности.
У меня отрицательные суммы могут быть только на счетах налогов, которые пока ещё не заплатила, и собственных долгов, которые ещё не отдала. Раньше был кредит – он тоже был отрицательным. Все остальные счета имеют либо нулевой, либо положительный остаток.
Для оценки материальной готовности к будущей запланированной (ключевое слово – «запланированной») покупке, на мой взгляд, лучше использовать бюджет. Вот там в «План» можно стоимость холодильника внести, а в «Факте» учитывать, сколько на его покупку уже отложено.
По поводу учёта перерасхода.
Сначала перевести с другого счёта недостающую сумму на счёт, с которого делается расход, превышающий остаток, а потом выполнить операцию расхода с этого счёта на полную сумму, или сделать расход только на допустимую сумму с нужного счёта, а потом сделать второй расход с другого счёта на сумму чистого перерасхода, - с точки зрения программы и трудоёмкости разницы никакой – и так, и так две операции. Вопрос в сумме, фиксируемой «для истории». Если хочется, чтобы была видна полная стоимость конкретной покупки, то подходит первый вариант. А если это обычный расход (те же ежедневно покупаемые продукты), то можно и вторым вариантом воспользоваться. Я пользуюсь и тем, и другим. Главное, что в любом случае все операции расхода проводятся по одной и той же статье.
Общецелевые счета.
У меня есть простой (не групповой) счёт Кошелёк. И это общецелевой счёт, но только на текущие обычные расходы. Раз в неделю я кладу в него фиксированную сумму, которую выделяю себе на неделю, а потом трачу её на проезд, на обеды в столовой на работе, на ежедневно покупаемые продукты, на всякие вкусняшки (водички попить, мороженого съесть) и прочую мелочь, например, купить зубной пасты и т.п. Этот счёт ни на что не делится. Но траты по нему идут по разным статьям. Это позволяет оценивать, сколько уходит на транспорт, сколько на обеды и т.д. По истечение недели смотрю, сколько осталось не израсходовано. Этот остаток считаю недельной экономией, фиксированный процент от нее откладываю в Резервный фонд, остальное возвращаю в общую кучку (есть у меня такой счёт свободных нераспределённых средств). А в Кошелёк опять кладу сумму на следующую неделю. Это одно из моих финансовых правил.
Но этот простой Кошелёк входит в групповой счёт Кошелёк наряду с другими целевыми Кошельками. В них деньги попадают только тогда, когда я целенаправленно иду делать конкретный расход. Например, оплата коммуналки. На неё я каждый месяц выделяю фиксированную сумму - такую, чтобы обязательно покрыла все коммунальные расходы. Определила я эту сумму по месяцу с самыми большими коммунальными расходами и увеличила до круглой суммы. При увеличении тарифов сразу увеличиваю выделяемую сумму. Разница между выделенной суммой и реальными коммунальными расходами у меня всегда положительна. Считаю её экономией коммунальных платежей, фиксированный процент от неё откладываю в Резервный фонд, остальное опять-таки возвращаю на счёт свободных средств.
Смешивать деньги на недельные расходы и коммуналку или другие цели я не хочу. Экономия будет не видна, пополнение за счёт неё Резервного фонда – под вопросом. Возможность постоянно и бесконтрольно тратить куда попало и сколько попало очень велика. Во фразе «проще вносить операцию, имея общий номинальный счет под рукой, а не высчитывать, откуда Вы сумму возьмёте» для меня неприемлемо именно «не высчитывать, откуда Вы сумму возьмёте». Я как раз-таки и хочу знать, откуда же взять деньги.
Какие суммы и почему я корректирую.
Есть расходы, которые являются нерегулярными, но при этом обязательными, и сумма их может от раза к разу изменяться (в нашей действительности в основном в сторону увеличения). Это та же аптека. Опять-таки с целью застраховать себя от финансовой катастрофы в случае собственной болезни или болезни кого-то из близких, имеет смысл держать определённую сумму под рукой на специальном счёте Аптека. Вопрос: сколько держать? И как их туда положить – сразу или постепенно откладывать частями? Это каждый решает для себя сам. Я откладываю ежемесячно и для определения откладываемой суммы ввела для себя следующее правило 1/12.
В качестве базовой суммы беру суммарный расход по статье
Аптека за предыдущие 12 месяцев. Например, в марте 2012 года это суммарный расход за март 2011 – февраль 2012. Пусть это 9000 р. Определяю сумму, которую нужно отложить в марте 2012 года как 1/12 часть от 9000 р. – 750 р. Добавляю ежемесячную повторяющуюся операцию по переводу на счёт Аптека 750 р., т.е. предполагаю, что если мы и дальше также будем болеть, как за истекшие 12 месяцев, то столько же денег в следующем году на аптеку и понадобится.
Наступает апрель 2012. Смотрю, сколько ушло на аптеку за апрель 2011 – март 2012 (сдвигаю оценочный период на 1 месяц). Оказывается, что за этот период на аптеку потратили меньше – не 9000 р., а 6000 р. (видимо в марте 2011 была эпидемия, а к апрелю уже все выздоровели). 1/12 часть будет уже не 750 р., а 500 р. Так если мы за год стали болеть меньше, зачем лишние деньги выделять на аптеку – им всегда найдётся другое применение. И я меняю во введённой ежемесячной повторяющейся операции сумму с 750 р. на 500 р. Это единственный случай, когда я ежемесячно корректирую сумму повторяющейся операции. Особенно важно для меня, если сумма увеличилась – это означает, что или болеть стали больше и есть вероятность, что теперь понадобится больше лекарств, или лекарства подорожали. В любом случае это причина увеличить отчисления на аптеку.
Можно, конечно, сделать фиксированную сумму отчислений. Но я так и не смогла для себя определить, какой она должна быть, чтобы и на случай болезни было достаточно, и чтобы зря деньги не лежали.
А можно ещё 1 копейку ввести в повторяющуюся невыполненную операцию отчисления на аптеку. А при выполнении каждый месяц заносить нужную сумму. Но тогда на графике будущие расходы какие-то чересчур маленькие будут. В общем придуманное мною правило 1/12 меня устраивает пока что больше. Дальше посмотрим.
Есть, правда, у меня одна особенность – я не пользуюсь картами. Есть одна – зарплатная, и ту я пять с лишним лет отказывалась получать. И денег я на ней не держу. Кредитка была одна, когда был кредит, но я даже конверт с пин-кодом не вскрыла. Вот такая я принципиально дремучая. Я переношу деньги на депозиты. Поэтому финансовых правил при использовании карт у меня нет. Вместо этого есть определённые правила для банковских депозитов, помогающие определить сумму и срок открываемого депозита, условия пополнения.
Если у кого-нибудь есть определённые правила по использованию кредиток хотя бы не в убыток себе – предлагаю поделиться.
продолжим :-)
куверти3
22/07/2012 23:39
#
Сколько у Вас счетов, по которым Вы резервируете? Почему Вы отказались от общего Резервного фонда?
То, что у Вас нет карточных счетов, на существе учёта не сказывается, по сути, карты - тот же кошелёк, многие так и делают: снимают сразу всю получку в банкомате.
Кредитки имеют смысл с т.н. льготным беспроцентным периодом - экономический смысл в отсроченному платеже под будущие поступления денег, которых нет прямо сейчас.
Смотря что подразумевается под счетами, по которым резервирую
latan
23/07/2012 01:15
#
Если имеется в виду самый настоящий Резервный фонд - "подушка безопасности", то сначала он у меня был один. Предельный размер его тот же Крайнов рекомендует делать таким, чтобы можно было продержаться несколько месяцев в случае потери работы. Но потом там же у него в блоге прочитала комментарий другого человека, имеющего несколько резервных фондов и мне это понравилось больше.
У меня есть:
1. Малый резерв. Это, например, сумма, которая необходима для случая, когда завтра неожиданно приезжают родственники, а в холодильнике - "мышь повесилась". Предельную сумму определила как максимальную сумму, которую нужно будет потратить в гипермаркете для покупки всего необходимого за один раз.
2. Средний резерв. Это сумма, которая необходима, например, если меня неожиданно пригласят на серьёзное торжество (например, на чью-то свадьбу). Одеться нужно, обуться нужно, причёску сделать нужно, подарок, цветы купить нужно, на такси нужно. Или менее приятная причина - заболел зуб. Почём там нынче услуги стоматологов?
3. Большой резерв. Был у меня случай, когда нужно было восстанавливать чужой автомобиль за свой счёт после ДТП. Сумма, которая ушла на ремонт машины, и стала для меня ориентиром для базовой суммы большого резерва.
4. Крупный резерв. Это пока ещё мечта. И каков его предел - не знаю. Может быть, стоимость нового автомобиля или квартиры? Пока на нём 0.
5. Резерв на случай маленькой зарплаты. Это на случай, если в каком-то месяце будет маленькая зарплата (например, из-за больничного). Предельный размер определила как разницу между обычной средней зарплатой и месяцем, когда был больничный.
6. Нераспределённый свободный остаток. Получив зарплату, я её сразу распределяю по своим счетам. То, что остаётся нераспределённым, и является тем самым счётом свободных средств. В первую очередь из него беру в случае перерасхода. Или если возникает новый вид расхода.
Почему разделила Резервный фонд на несколько частей? Ну, во-первых, потому что люблю я всё по кучкам раскладывать ("Это мне, это Шуре Балаганову, это Остапу Ибрагимовичу..."
). А во-вторых, если начинать с мелкой суммы, быстрее резерв формируется, а это уже чисто психологический момент: приятно, что сумел собрать резерв, пусть даже и мелкий, он собирается довольно быстро и довольно быстро даёт ощущение, что ты финансово хоть как-то уже защищён. А это в свою очередь помогает не бросить формирование резерва - если откладываешь по 10 руб., а цель 1,5 млн., то в какой-то момент начинает казаться, что эта цель недостижима, а действия, направленные на ее достижение - лишь пустая трата сил.
Если Вас интересуют счета, по которым я распределяю свои поступления, то они, в общем-то, соответствуют статьям расхода. За счёт того, что начала вести учёт личных финансов, довольно точно знаю, на что сколько в месяц мне понадобится.
Ну а счетов, по которым ежемесячно корректирую откладываемую сумму, немного - аптека, парикмахерская, одежда, всякие неожиданные расходы на работе (не дни рождения коллег, про которые всё известно - кто и когда, а именно неожиданные события, на которые скидываемся), ремонт. Недавно вышел из строя блок питания в компьютере - добавила счёт "Компьютер".
К вопросу о Крупном резерве
latan
05/10/2012 00:24
#
Наконец-таки нашла осмысленный ориентир для предельной суммы Крупного резерва.
На днях на сайте РБК была статья об американском пенсионном плане. Там было сказано, что для достойной жизни после завершения трудовой деятельности необходимо к моменту выхода на пенсию накопить сумму, равную 8 годовым доходам. Вряд ли в этой жизни у меня это получится, но пытаться, пожалуй, стоит