создать новую тему раскрыть все
 
Я читал форум понял, как тяжело уговорить автора писать HELP. Ну хотя бы начните писать HELP. Но как же нужен HELP, Вы себе даже не представляете! Не отсылайте к форуму, форум - это конечно-же хорошо. Но он не может заменить собой  даже незаконченный HELP. Программа очень хорошая, с ЧРЕЗВЫЧАЙНО  гибкими настройками. Но чтобы ими пользоваться без HELPа нужно же понимать её философию. Изложите пожалуйста философию работы элементов и программы в целом пусть даже в форуме. Тогда все думающие новички смогут и сами во всем разобраться, смогут конструировать самостоятельно.
 
Как пример: с точки зрения философии не понимаю значения суммирования всех сумм во "Всех счетах". Там и дебиторы, и кредиторы, и деньги в кассе, всё в куче. Поэтому и прошу изложить философию.
 
...про суммирование счетов и понял, что без некоторого вступления все же не обойтись. Давайте хоть немного попробую пояснить про идеологию программы.
 
1. Хотя AbilityCash позволяет построить учет на основе двойной записи (только операциями перевода), все-таки эта программа ориентирована в большей степени на использование операций прихода, расхода и, в меньшей степени, перевода.
 
2. Операции прихода используются для учета поступлений, например, зарплата, дивиденды, выручка от реализации товаров и услуг и т.д. Интуитивно понятно, что операция прихода просто увеличивает остаток по счету на сумму прихода.
 
3. Операции расхода используются для оформления любых расходов, которые не нужно впоследствии как-то отслеживать, например, заплатили за аренду и забыли - обязательство выполнено и славненько. Так же понятно, что операция расхода просто уменьшит остаток по счету на сумму расхода.
 
4. Операция перевода всегда уменьшает остаток по одному счету и одновременно увеличивает остаток по другому счету. Операции перевода используются в основном для оформления операций, которые должны быть отслежены в будущем. Например, вы выдаете займ и впоследствии этот займ нужно "не потерять", вовремя востребовать да и вообще помнить, что он был выдан. Второй пример использования операций перевода - валютообменные операции. Например, покупка долларов США за российские рубли - типичный пример операции перевода.
 
А теперь давайте от простого к сложному. Вначале рассмотрим просто личный учет по одному единственному счету "Наличные" в российских рублях. Тут все просто: зарплату проводим операциями прихода, ну а все расходы, соответственно, операциями расхода. При этом остаток по счету "Наличные" всегда будет больше нуля и соответствовать имеющимся наличным деньгам.
 
Теперь допустим, наше физлицо начинает откладывать деньги в кубышку. Для этого заводим второй счет "Кубышка" тоже в рублях. Помещение денег в кубышку выполняется операцией перевода со счета наличных на счет кубышки. Ну а изъятие из кубышки, соответственно, обратным переводом. При этом, остатки по счету "Кубышка" у нас в любом случае должно быть либо равно 0 (если кубышка пуста) либо большим 0 (если там что-то лежит).
 
Совершенно аналогично -с валютной кубышкой. Операции перевода не содержит требований чтобы оба счета должны быть в одной и той же валюте.
 
Далее, допустим наше физлицо берет рублевый наличный кредит в банке. Заводим счет "Кредит" в рублях. Получение кредита - операция перевода со счета кредита на счет "Наличные". При этом, сразу в момент получения кредита счет "Кредит" уйдет в отрицательный остаток. Вот этот самый отрицательный остаток (показывается красным) по сути будет являться напоминанием о том, что у вас есть непогашенное обязательство.
 
Если физлицо выдает деньги в долг, то разумным для долга завести отдельный счет и выдачу в долг оформлять операцией перевода со счета "Наличные" на счет "Выдано в долг" на сумму долга. Тогда остаток по счету "Наличные" уменьшится на сумму выданного займа (что нам и нужно), а остаток по счету "Выдано в долг" будет положительным до момента погашения долга.
 
Соответственно, выдача подотчета: перевод со счета "Наличные" на счет "Выдано в подотчет". Обратите внимание: положительный остаток по счету "Выдано в подотчет" показывает сумму, на которую лицо должно отчитаться перед вами. Когда лицо отчитывается за подотчет, это можно провести операциями расхода прямо со счета подотчета. Неиспользованная сумма может быть возвращена обратно операцией перевода.
 
Получение подотчета: перевод со счета "Получено в подотчет" на счет "Наличные". Отрицательный остаток по счету "Получено в подотчет" показывает сумму, за которую вам предстоит отчитаться.
 
Я не случайно останавливаюсь на том, какие именно остатки будут по каждому из приведенных счетов. Дело в том, что при таком подходе получается четкое правило:
 
1. Положительный остаток по счету показывает обязательство перед вами. Сюда попадают все дебиторы, остатки по банковским счетам (это ведь обязательство банка перед вами, верно?), выданные подотчеты ну и наличные (кстати, это тоже обязательства перед вами, обязательства государства).
 
2. Отрицательный остаток по счету показывает ваше обязательство. Сюда попадают все кредиторы (все полученные займы и кредиты, а так же полученные подотчеты).
 
Ну а теперь смотрите: если суммировать все все все остатки по счетам, то напротив строки "Все счета" получится сумма всех обязательств перед вами за вычетом всех ваших обязательств. Если угодно, можно считать, что эта цифра будет показывать "сколько вы стоите". Well
свернуть/развернуть ветвь Про долги [Rodion 22/07/2011 18:41] # написать ответ
 
Выдачу денег в долг, как и взятие в долг учитываю с помощью статей:
I. Статьи прихода
    1. Получение кредитов и личных займов от контрагентов:
        а) получение кредитов;
        б) получение личных займов
    2. Возвращение долгов контрагентами
II. Статьи расхода
    3. Уплата кредитов и личных займов контрагентам:
        в) уплата кредитов;
        г) возвращение личных займов
        д) выплата процентов по долгам
     4. Предоставление денег в долг
 
А их контроль веду через фильтрацию операций по контрагентам.
Заводить счета для подотчётных средств не считаю правильным. Ведь, когда я даю в долг (+ на счету), то этих денег уже у меня нет, а значит, они не должны отражаться в строчке "Все счета". И наоборот, когда беру в долг (- на счету), то имею в наличии деньги, то есть, они не должны отниматься от итога
 
Ведь, когда я даю в долг (+ на счету), то этих денег уже у меня нет, а значит, они не должны отражаться в строчке "Все счета". И наоборот, когда беру в долг (- на счету), то имею в наличии деньги, то есть, они не должны отниматься от итога

 
Когда я даю в долг, я не становлюсь богаче или беднее. Потому что долг будет возвращен (если не уверен в возврате, зачем давать в долг?). Мое благосостояние не изменяется.
 
Когда я беру в долг, я точно так же не становлюсь богаче или беднее. Потому что долг, вообще говоря, нужно возвращать.
 
А если я не становлюсь богаче или беднее, почему сумма в строке "Все счета" должна изменяться? Как раз, если проводить учет так, чтобы сумма в строке "Все счета" отражала ваше реальное благосостояние, это будет хорошо. Имхо. Но дело, конечно, ваше.
 
 
но под финансами надо понимать не только наличность, но и обязательства
 
Этот вопрос действительно несколько философский, потому что от ответа на него и будет зависеть избранная методология ("философия") использования программы.
Снова возвращаясь к "переводам" как более приемлемому для себя способу учета, в чем-то аналогичному двойной записи, полагал-бы правильным видеть в балансе счетов равенство "активов" и "пассивов", то есть "НОЛЬ" как сумму всехстатей со знаком "+" и "-". Это если смотреть на "Активы" и "Пассивы" субъекта с собственным балансом, обособленным от собственника. Ведь в классическом их понимании: "Актив" отображает состав и стоимость имущества лица на определённую дату, а "Пассив" -  совокупность всех обязательств (источников формирования средств), в т.ч. заемный, собственный капитал и прибыль (или убытки). Теперь только становится понятным наличие знака "-" у собственного капитала, т.к. понятия "обособленного баланса", а вместе с ним и "юридического лица" стали использоваться после "раздвоения" капитала и наделения им обособленных хозяйствующих субъектов еще в древности в сфере торговли и предпринимательства. Классическая схема баланса подразумевает экономическую несамостоятельность предприятия. Поэтому капитал в таком случае принадлежит не самому предприятию, а его собственнику (учредителю), т.е. является обязательствами перед собственником.
 
...то как будет выглядеть бухгалтерская проводка, оформляющая взнос в уставный фонд предприятия наличных денег? Очень просто: Дебет счета "Касса" и Кредит счета "Уставный фонд". Или, если это перевести в термины AbilityCash, перевод со счета "Уставный фонд" на счет "Наличные".
 
Что получим в итоге? Вполне себе правильную картину:
 
1. Положительный остаток по счету "Наличные", отражающий размер взноса. Собственно, тут все совершенно ожидаемо.
 
2. Отрицательный остаток по счету "Уставный фонд". Отрицательный потому, что, как вы правильно сказали, капитал принадлежит собственнику, а не самому предприятию.
 
3. Нулевой остаток по "Всем счетам". Это, типа, означает что "баланс сошелся".
 
Однако, хочу обратить ваше внимание, что AbilityCash писался вполне сознательно как программа, не ориентированная на метод двойной записи. И если вы хотите все-таки использовать двойную запись, может быть имеет смысл посмотреть какую-нибудь другую программу?
 
поскольку "философия" программы не ориентирована на понятную и знакомую "двойную запись", то на что же ориентированна программа, какова же все-таки её "философия", поскольку она "не ориентированна на метод двойной записи"?
Из свободного ПО по-моему только GnuCash предлагает учет с использованием двойной записи, но и в ней не всё ясно и понятно в использовании. Ваша намного более гибкая, настоящий "конструктор".
 
...двойной записи таким уж "понятным и знакомым". Для бухгалтеров - да, понятный и знакомый. Плюс еще некоторое количество людей, которым доводилось сталкиваться с бухгалтерским учетом. Но я не стал бы утверждать, что понятия "дебет", "кредит", "актив" и "пассив" понятны абсолютно всем. Так что я все-таки считал бы, что "метод двойной записи", это для профессионалов.
 
Для личного же учета, на мой взгляд, больше подходит что-нибудь попроще. Собственно, именно поэтому я старался делать AbilityCash так, чтобы в ней не использовались профессиональные термины. И еще одно: если человек профессионально занимается бухгалтерским учетом, возможно, что лучшим выбором для него будет одна из программ 1С, у них вроде бы есть продукт для личного учета.
 
Насчет GnuCash мне как-то трудно сказать хоть что-нибудь конкретное ввиду того, что я ее просто не мог попробовать так как являюсь закоренелым виндоусятником и ставить линукс мне просто лень. Well Но почему-то у меня сложилось ощущение, что GnuCash - лучший продукт для людей, работающих в линуксе.
 
Так ли важна "философия" программы (и что вы под эти подразумеваете) и в чем проявляется ее ориентированность\неориентированность на тот или иной метод учета?
Программа представляет собой удобный и гибкий инструмент для учета финансовых операций. Если вам ближе метод двойной записи - используйте его. Можете хоть весь план счетов занести в программу и гонять проводки. И все у вас сойдется. Разве что баланс она вам не сформирует - но это можно сделать средствами Excel, экспортировав в него операции.
 
Но вот использовать в быту двойную запись в чистом виде - это перебор. Именно тем, что программа позволяет комбинировать приходы\расходы и двойную запись, она и удобна.
 
Лично мне больше всего фича с отрисовкой планового остатка на графике - вот на самом деле важная вешь.